Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; иными словами - это организационно - методический инструментарий педагогического процесса. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Современному педагогу недостаточно знаний о существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка. Среди педагогических технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектно- исследовательской деятельности.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Поэтому в нашей практике применимы здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка
- образовательные - воспитание культуры здоровья дошкольников; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная, после сна и др.), динамические паузы);
-обучения здоровому образу жизни - технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, самомассаж.
Перечисленные методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ – это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проектная деятельность стала для нас приоритетной. Меняется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - основа взаимодействия субъектов. Работая по проектной деятельности, мы пришли к выводу, что развитию личности ребѐнка способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления. На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даѐт возможность ребѐнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции детского сада и семьи в совместной творческой деятельности.
Используя личностно-ориентированные технологии, в центре внимания педагога оказывается уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств.
Педагоги ДОУ часто используют в работе с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Педагоги не мешают ребенку творить. Они находятся рядом с ним во время процесса, принимают и понимают его позицию, бережно относятся к результатам детского творческого труда. Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд). Развивающая среда, состоящей из ряда центров (центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.) способствует организации содержательной деятельности детей.
Педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов! |